Телефоны:

+7 (342) 261-38-69

 

 

Искусство привлекать

 

10.03.2006

 

Источник: Business Class

 

Инвесторы, приходя в регионы, учитывают многие факторы, но отнюдь не нужды местных предприятий.

 

Тема привлечения иностранных инвестиций в Пермский регион не нова. Вот и в предыдущем номере Business Class в статье «На безрыбье» (см. № 7 от 20.02.2006 г.) прозвучало еще одно мнение по этому поводу. Мы вновь смогли убедиться, что непонимание сложности и взаимозависимости инвестиционных процессов не только многими предпринимателями, но и руководителями крупных предприятий, а тем более, государственными служащими является одной из причин того, что инвестиционные проекты пермских предприятий так и остаются нереализованными.


Когда и каким образом у пермяков сложилось мнение, что иностранные инвестиции сами по себе должны непрерывным потоком течь в Пермский регион, сказать трудно. Нужно отдать должное администрации Пермской области (теперь Пермского края) за ее стремление к системной работе по презентации инвестиционной привлекательности региона. Но она так старалась, что сначала убедила в этом саму себя. Себя, но не зарубежных инвесторов. Между тем только ясное осознание того, что Пермский край - такой же российский регион, как и многие другие, избавит от иллюзий и лишних амбиций при выборе технологий привлечения иностранных инвесторов.


Без сомнения, предприятиям Пермского края есть, что предложить иностранным инвесторам. Но так ли нужны им иностранные инвестиции, и готовы ли они делиться своим бизнесом с зарубежными партнерами? В сегодняшних политических и экономических условиях установить контакт с интересующим иностранным партнером не очень сложная задача. Но заинтересовать, а тем более убедить инвестировать - это длительная и кропотливая работа, которая не терпит массовости и обезличенности.


Конечно же, работа по продвижению проектов пермских предприятий и привлечению инвесторов в региональные проекты требует поддержки и участия административных органов. В настоящее время в российской административной практике распространен метод продвижения региональных проектов оптом, готовятся инвестиционные каталоги, базы потенциально привлекательных проектов и т. п. Администрация Пермской области добросовестно выполняет свои функции в этом процессе. Проблема состоит в том, что часто в подобные базы данных попадают проекты, потерявшие для предприятий актуальность, проекты с непроработанной идеей бизнес-интереса иностранной стороны, проекты, требующие только деньги. Также сами предприятия зачастую относятся ко включению своих проектов в подобные каталоги без оптимизма, так как понимают, что административные органы эту используют проектах в большей степени с рекламной целью, чтобы позиционировать свои территории, а результат по привлечению конкретных инвесторов в конкретные проекты в этих случаях, как правило, равен нулю.


Однако не следует недооценивать значение административной поддержки в случае, если этот прием используется в комплексе с индивидуальной работой предприятия по своему проекту. Система поддержки и продвижения региональных проектов с использованием   административного ресурса начала создаваться в Пермской   области с 2000 г. и к 2005 г. сформировалась по основным элементам. К сожалению, не дав системе заработать в полной мере, региональные власти начали ее демонтаж, о чем свидетельствуют структурные изменения в краевой администрации и раздергивание функций. Последствия этого пока трудно прогнозировать.


Таким образом, индивидуальная работа по инвестиционному проекту, умелое представление бизнес-идеи потенциальным партнерам, поддержка административных органов власти - вот, казалось бы, и залог успеха в привлечении иностранных инвесторов.Тогда почему так трудно идет этот процесс в Пермском регионе? Почему хорошие бизнес-идеи, а зачастую и проработанные проекты остаются без реализации?

 

Возможно, ответ в том, кто и как организует и осуществляет эту работу в пермских компаниях. Как правило, она поручается специалистам предприятия, которые загружены текущими обязанностями и не имеют необходимого опыта, а руководителю удается от случая к случаю уделять внимание координации вопросов по реализации проекта. В итоге, текучка заедает, работа системно не ведется, а время уходит, и бизнес-идея остается мечтой. Но ведь довести идею до проекта, найти инвестора для его реализации - это работа профессионалов.


Почему-то у многих работа по привлечению инвесторов ассоциируется с разработкой бизнес-планов. Однако необходимо понимать, что бизнес-план в работе с инвестором является только инструментом, причем очень индивидуальным и дорогостоящим. Предприятию при наличии бизнес-идеи, но при отсутствии потенциального партнера экономически невыгодно тратиться на бизнес-планирование. Большинство руководителей понимают, что окончательная версия проекта может родиться только при обсуждении с инвестором всех его деталей. Международная и российская практика, а также опыт пермских предприятий, которым уже удалось реализовать свои проекты с привлечением иностранных инвесторов, показала, что, как правило, этап разработки бизнес-плана наступает после того, как возникает заинтересованность сторон в партнерстве. А вот вызвать заинтересованность у инвестора или бизнес-партнера - это большое искусство, и работа в этом направлении осуществляется строго индивидуально и конфиденциально.

В заключение хотелось бы напомнить всем известный факт, что инвесторы приходят на те территории, которые находятся в сфере их стратегических бизнес-интересов, с учетом многих факторов, но не нужд местных предприятий. Поэтому важной задачей в привлечении иностранных инвестиций является выявление и популяризация точек интереса иностранного бизнеса с проработкой перспектив его долгосрочного развития.

Автор: Людмила Кучинская, к. э. н, доцент, президент Ассоциации международного партнерства «Пермский регион», директор исследований агентства «Бизнес Интернэшнл», заведующая кафедрой экономического анализа и статистики Пермского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета.

Статья помещена в газете Business Class №9(74) от 6 Марта 2006

 

Автор: Директор по исследованиям ООО Агентство «Бизнес Интернэшнл» Людмила Кучинская